С начала появления первых телефонов доверия и кризисных «горячих линий» стал известен феномен «звонков на сексуальные темы» от так называемых «мастурбаторов» — мужчин, которые постоянно звонят на эти линии, лгут и пытаются манипулировать женщинами, чтобы мастурбировать под их голос. Эти мужчины отличаются сильной враждебностью к женщинам и часто особенно заинтересованы в том, чтобы домогаться консультанток на линиях для пострадавших от насилия. Из-за их домогательств множество волонтерок и сотрудниц уходят с телефонов доверия, а люди, которым нужна помощь, не могут дозвониться. Как правило, кризисные линии предупреждают о таких звонках во время обучения, но консультанткам практически никогда не предлагают помощь и поддержку, когда они сталкиваются с домогательствами. Напротив, некоторые линии поддерживают идею о том, что «мастурбаторы» также являются их клиентами и заслуживают поддержки из-за своих психологических проблем.
Клэр 27 лет, и она живет в американском штате Мэриленд. Ей не привыкать к трудным телефонным звонкам. Когда она училась в бакалавриате, она в течение трех лет была волонтеркой на горячей линии для пострадавших от сексуального насилия в своем университете. Она пришла на эту линию, потому что восхищалась однокурсницами, которые там работали.
«У этой горячей линии была очень значимая, позитивная репутация в университете», — рассказывает Клэр. В основном это было связано с тем, что это была единственная служба поддержки пострадавших от сексуального насилия среди студентов и студенток, которая не была обязана сообщать о насилии властям.
Она быстро поняла, что справиться с такой работой непросто. Ведь нужно говорить с очень травмированными людьми, которые могут часами рассказывать о пережитом насилии. Однако спустя год работы на горячей линии Клэр оказалась совершенно не готова к другому типу звонков.
«Нас учили говорить со всеми, кто позвонит, какой бы ни была их роль в произошедшем. Позвонил человек, который начал описывать мне сексуальное насилие, в котором его обвиняли, — говорит Клэр. — Он описывал ситуацию в мельчайших деталях, и это было крайне странно, все говорило о том, что он просто выдумывает». Несмотря на это, Клэр говорила с этим мужчиной в течение двух часов, но по ее словам, это не было необычной продолжительностью звонка на «горячей линии такого характера».
Клэр не оставляло чувство, что что-то здесь не так, и ее подозрения подтвердила другая волонтерка горячей линии. Она сказала, что получила «практически такой же звонок» от этого мужчины — он мастурбировал под ее голос.
«Изначально я не думала о том, что звонящий мастурбирует, но потом я вспомнила, что он постоянно пытался задавать мне личные вопросы, и мне постоянно приходилось отказываться говорить о себе, — вспоминает Клэр. — Это было ужасно, я чувствовала, что надо мной надругались».
Элис 30 лет, она работала на телефонах доверия для переживших сексуальное насилие и ЛГБТ в Канаде. У нее был такой же опыт. «У меня был двухчасовой звонок с тем, кто отказался мастурбатором, — объясняет она. — Он был очень убедителен, наверняка он постоянно, множество раз звонит на самые разные горячие линии».
По ее словам звонящий прекрасно знал, как балансировать информацию, и как намекать на то, что он может причинить себе вред, вынуждая Элис оставаться на линии. Одновременно он задавал ей «крайне неуместные вопросы личного характера», и описывал свой опыт якобы пережитого насилия «в кошмарных, графических деталях с ненужными подробностями».
Элис искренне беспокоилась за его безопасность, но в какой-то момент поняла, что слышит его тяжелое дыхание, звуки его мастурбации и, наконец, стоны. Он мастурбировал все это время.
«Я бросила трубку как только поняла это, но потом я чувствовала опустошение и отвращение, — говорит она. — Он был достаточно убедителен, чтобы я не могла понять, что он просто пытается получить сексуальное удовлетворение, это действительно пугало».
В опыте Клэр и Элис нет ничего необычного для женщин, работающих на кризисных горячих линиях, большинство из которых делают это в качестве волонтерок.
Феномен мужчин (это всегда мужчины, отмечает Клэр), которые лгут про свою жизнь и рассказывают о выдуманном кризисе, чтобы мастурбировать во время разговора — это стандартный риск на телефонах доверия. Об этом предупреждают во время обучения. Однако по словам консультанток, это нисколько не готовит их к такому опыту.
«Они один раз упомянули сексуальные звонки во время моего тренинга, но они ничего не говорили о признаках и характеристиках. Они не предупреждали, какой стресс вызывает такое поведение, — говорит Эмили, 25-летняя женщина из американского штата Мичиган. — Они просто сказали прекращать звонок, но перед тем, как повесить трубку, нужно сказать им, что звонок прерывается, потому что мы считаем, что это звонок сексуального характера».
Телефоны доверия — это первый контакт для множества людей с самыми разными проблемами, включая суицидальные мысли, психические заболевания, сексуальное и домашнее насилие, трудности, связанные с жизнью ЛГБТ.
Первый телефон доверия, «Самаритяне», был основан в 1953 году в Великобритании, в США пик расцвета подобных служб пришелся на 1960-е и 1970-е годы. В период с 1965 по 1977 год на одну одну очную службу профилактики суицидов приходилось 17 телефонных служб профилактики.
По мнению ученых Алана Розенбаума и Джеймса Ф. Калхоуна, кризисные линии стали «важнейшей терапевтической силой», восполнив «пробел в традиционных службах помощи». Частично это объяснялось в тем, что они «были не такими дорогостоящими, относительно эффективными, и на них работали волонтеры». Поскольку они требовали мало ресурсов, такие службы начали создаваться в десятках стран мира.
Телефоны доверия все еще с трудом выживают на ничтожных бюджетах, говорит Сьюки Миллер, программная директорка горячей линии по сексуальной травме на Аляске. Она объясняет, как трудно поддерживать эффективную службу в условиях ограниченного финансирования.
«Мы получаем финансирование на прямую помощь, но сотрудницы работают на допотопных компьютерах рядом с разваливающимися шкафчиками, — говорит она. — Сопровождение пострадавших от сексуального насилия во время разговора с полицейскими и сбора доказательств связано с тяжелой вторичной травмой, но мы не получаем финансирование на заботу о состоянии сотрудниц».
При этом размеры грантов часто зависят от численности населения штата, и по этой причине Аляска получает меньше финансирования, хотя «на протяжении десятков лет у нас один из самых высоких уровней насилия со стороны интимных партнеров и сексуального насилия».
Труд волонтерок на телефонах доверия требует очень много сил. Конкретные условия труда зависят от организации, но некоторые волонтерки работают от 12 до 24 часов, часто поздно вечером или ночью. Природа такой работы требует огромного эмоционального напряжения. Уильям, 31-летний волонтер горячей линии для ЛГБТ по вопросам насилия, описывает некоторые звонки как «изматывающие».
Другие говорят о чувстве изоляции во время своих смен. Лора, которая была волонтеркой на круглосуточном телефоне доверия в Канаде, говорит, что телефон доверия «располагался в жилом многоквартирном доме, местоположение было секретом, и во время смены вы всегда находились в одиночестве».
В таких условиях последствия от звонков мастурбаторов — это огромное дополнительное бремя. Практически всегда мастурбаторы хотят говорить только с женщинами, которые составляют большинство на таких линиях.
Лиза, 32-летняя женщина из Филадельфии, говорит, что горячая линия по профилактике суицидов, на которой она работала волонтеркой, на «80% состояла из женщин, может быть даже больше». В организации Элис «как минимум 90% были женщинами, фемм, трансами и гендерно нонконформными людьми». По словам Уильяма, когда он проходил обучение, примерно 85% других учащихся были женщинами.
Энни, женщина 21 года из Великобритании, говорит, что мастурбирующие мужчины вызывают сильный стресс. Гемма, женщина 29 лет, говорит, что такие мужчины тратят на себя и без того ограниченные ресурсы помогающих организаций.
«На смене нас очень мало, мы не можем ответить на каждый звонок, потому что ресурсов не хватает, кто-то не может дозвониться, — объясняет Гемма, которая работает на кризисной линии для пострадавших от изнасилований. — Возмутительно, что ресурсы организации используются таким образом, они предназначены для помощи пострадавшим, а их получают мастурбаторы».
Волонтерки говорят о том, что когда они понимали, что звонящий мастурбирует, они испытывали тошноту, гнев, утрату мотивации, чувствовали, что над ними надругались.
Элис подчеркивает, что многие волонтерки на линиях для пострадавших от насилия сами пережили насилие, и это еще больше увеличивает ущерб от таких звонков.
«Когда тебя заставляют это выслушивать, когда тебя так используют, это неизбежно пробуждает много негативных и неприятных воспоминаний и чувств», — говорит 27-летняя Джордан из Бостона, которая пережила насилие.
Лиза рассказывает о том, что после смены она не могла избавиться от чувства, что эти мужчины могут быть рядом с ней. «Они могут быть кем угодно: парнем в автобусе, в супермаркете, кем-то, с кем я общаюсь, даже не зная об этом, — говорит она. — Это заставило меня остро чувствовать то, что известно всем женщинам, но большинство из нас вытесняют это из сознания, чтобы нормально функционировать в этом мире. Чувствовать, что вокруг полно жутких, склонных к насилию мужчин».
Миллер говорит, что уход волонтерок и «высокий уровень выгорания» среди сотрудниц — это серьезные проблемы кризисных линий, и мастурбирующие абоненты ухудшают положение дел. Лора говорит, что ее горячая линия была «полностью захвачена мастурбаторами», и она подозревает, что они «играли роль в проблемах с удержанием волонтерок». Подруга Энни ушла из-за мастурбаторов и розыгрышей.
Лиза говорит, что звонки сексуального характера были «главным фактором выгорания» для нее. «Я не чувствовала выгорания из-за нормальных обращений, потому что хотя это были сложные звонки, от них была отдача и чувство подлинной связи с другими людьми, — рассказывает она. — Но такое надругательство и унижение буквально каждую неделю, такого рода подлость — это ужасно и накапливается со временем».
Протоколы о том, как вести себя с мастурбирующими клиентами, зависят от конкретной горячей линии. В лучшем случае сотрудницы в полном праве немедленно бросить трубку, но другим говорят, чтобы они этого не делали. «Нам говорят, что мы должны каждый звонок без исключения считать экстренной ситуацией, так что мы просто не можем повесить трубку, если нет абсолютной и полной уверенности, что это не так, — говорит Джордан. — Иногда нужно звонить супервизору, чтобы получить разрешение прервать звонок».
Проблема в том, что мужчины, звонящие с сексуальными целями, лгут, что испытывают кризис, и они часто являются очень манипулятивными и хитрыми, с большим опытом в подобных уловках. «У меня был сексуальный звонок, когда он кончил, пока я говорила с ним, — говорит Эмили. — Я знала, что звонок странный, но он постоянно повторял, что у него кризис, и я не чувствовала себя в праве бросить трубку». Она говорит, что после этого чувствовала себя «загнанным зверем и дурой, я ушла в другой кабинет офиса и рыдала, потому что я чувствовала, что надо мной надругались».
Зачем вообще эти мужчины преследуют женщин на горячих линиях? Возможно, у них есть такое психосексуальное расстройство как «телефонная скатофилия» — желание вести сексуально откровенные беседы по телефону с незнакомыми женщинами. Некоторые исследователи считают, что это разновидность эксбиционизма. Распространенность телефонной скатофилии неизвестна, но как правило такие преступники — «мужчины, с низкой самооценкой, с проблемами в развитии отношений, чувствуют себя изолированными, боготворят своих отцов и считают, что матери никогда их не любили», по крайней мере, так утверждает исследователь Дж. Оливер. Другие исследователи говорят, что в подавляющем большинстве это крайне психически неуравновешенные люди, также имеющие другие психопатологии.
Профессор Орд Матек выделяет тех, кто звонит с непристойными разговорами на телефоны доверия в отдельную категорию. Он сообщает, что основная характеристика таких мужчин — низкая самооценка и очень высокая враждебность по отношению к женщинам.
Это похоже на опыт Элис, которая считает, что определенный тип таких мужчин делает своей мишенью именно телефоны доверия для переживших насилие.
«Среди наших волонтерок очень много переживших сексуальное насилие и абъюз, так что они прекрасно знают, кого они хотят сделать мишенью, — говорит она. — Это наихудшие импульсы самых трусливых из людей».
Лиза также подозревает, что «некоторых из них возбуждает тот факт, что это происходит без согласия». Другие же, по ее мнению, «просто жалеют деньги на секс по телефону и считают нас бесплатной альтернативой».
Мастурбаторы давно являются проблемой кризисных горячих линий. Уже в 1977 году Розенбаум и Кэлхоун сообщали, что «мастурбирующий абонент (обычно хронический абонент, который пытается контактировать с женщиной-консультанткой и мастурбировать под звук ее голоса) — это огромная проблема большинства горячих линий». Это сложная проблема — этические принципы телефонов доверия препятствуют таким простым решениям, как сбор данных о звонках и сообщение о них в полицию.
В первую очередь, такие ситуации нужно рассматривать как серьезную проблему и не замалчивать ее последствия. Консультантки должны получать достаточно поддержки в ситуациях, когда им приходится сталкиваться с подобными домогательствами. Кризисные службы должны лучше финансироваться. И остается более глобальная и системная проблема — что делать с агрессивными мужчинами, которые враждебны к женщинам и пытаются «свести с ними счеты».
Одно из возможных решений для уменьшения проблемы — увеличение числа мужчин-волонтеров на кризисных линиях. «По моему опыту это значительная часть того, как патриархат воспроизводится в левых организациях — мужчины занимаются политическим лидерством и оставляют всю работу по заботе о других на женщинах, — говорит Уильям. — Даже помимо проблемы домогательств, мужчины в принципе должны делать больше не самой престижной работы».
Лиза с этим согласна: «Я бы призвала мужчин больше работать волонтерами, что немногие делают. Это уменьшит бремя сексуальных домогательств для женщин».
Источник: Melmagazine.com
Поддержите проект: Если вы считаете важными такие материалы, и у вас есть такая возможность, вы можете поддержать работу этого сайта с помощью доната или подписки на Boosty.