Учителя, которые подвергают учениц или учеников сексуальному насилию — это лишь небольшая часть всех педагогов. Однако по мнению экспертов, родителям и другим учителям важно знать и обращать внимание на тревожные признаки. Это необходимо для безопасности детей.
Организация «Остановить сексуальное насилие, злоупотребления и эксплуатацию со стороны учителей» занимается профилактикой сексуального насилия над детьми в образовательных учреждениях. Она собирает данные, которые облегчат для школ расследования против учителей-абъюзеров и помешают им найти другую работу рядом с детьми.
Организация также лоббирует американский штат Калифорния принять закон о последствиях для образовательных учреждений за сокрытие прошлого своего сотрудника в отношении сексуального насилия над детьми или недопустимого поведения сексуального характера. В некоторых штатах, например, в Аризоне, уже существуют онлайн-ресурсы, которые позволяют найти информацию о прошлом учителя.
Кэрол Шейкшафт состоит в экспертном совете организации, и она является ведущей исследовательницей сексуальных злоупотреблений со стороны учителей и профессоркой в Университете содружества Вирджинии. Она описывает несколько признаков, которые указывают на возможное сексуальное насилие со стороны учителя. Родителям, ученикам и другим педагогам важно знать об этих признаках и обращать на них внимание.
Не игнорируйте свои подозрения
В рамках своего исследования Шейкшафт проводила интервью с учителями в школах, где учитель был арестован за сексуальное насилие. Очень часто сотрудники школ сообщали, что они подозревали что-то неладное, но ничего не делали и не говорили, потому что боялись последствий в случае, если они ошибаются.
Самое распространенное объяснение тому, почему явно подозрительное и неприемлемое поведение коллеги долгое время игнорировалось: «Если бы я рассказал и ошибся, я бы разрушил жизнь другого учителя».
Однако Шейкшафт обращает внимание на порочность такой логики. Почему никто из коллег насильников ни разу не сказал: «Если бы я ничего не сказал, а ученица подвергалась насилию, я бы разрушил жизнь ученицы»?
Сексуальное насилие учителей: 5 тревожных признаков
Важно обращать внимание на следующие тревожные признаки:
1. Педагог проводит время наедине с ученицей (в том числе онлайн) под любым предлогом
Исследования показывают, что учителя, которые подвергают учениц сексуальному насилию, очень часто начинают проводить много времени наедине с ученицей. Это их тактика для завоевания ее доверия.
Согласно отчету Шейкшафт очень часто это происходит под предлогом репетиторства или помощи с учебой во внеурочное время. Например, учитель может предложить ученице задержаться после уроков, чтобы обсудить с ней интересующие ее книги или внешкольный проект. Эти встречи никак не согласуются с руководством и проходят в изолированной обстановке без свидетелей.
В наше время речь может идти не только о личных встречах в закрытом кабинете. Для завоевания доверия ученицы с целью сексуального насилия педагог-абъюзер может писать длинные электронные письма и сообщения личного характера, вести продолжительные беседы по телефону или видеосвязи.
Здесь важно отметить, что правилами школы или департамента образования учителям должно быть напрямую запрещено вступать в личную переписку с учащимися, «френдить» их в социальных сетях, звонить им, если это не связано с учебой и не согласовано с родителями/руководством. Такое поведение уже является недопустимым нарушением личных границ и указывает на потенциальные злоупотребления со стороны учителей.
Для соблюдения личных границ, которых требует профессиональная этика, учителям также должен напрямую запрещаться обмен личными контактами с учениками (личным номером телефона, не рабочим адресом электронной почты, разрешение подписаться на страницу в социальных сетях), как и любая регулярная личная коммуникация во внеучебное время. Норма, когда это неприемлемо для всех педагогов, помогает коллегам и ученикам заметить проблемы в поведении конкретного учителя.
Шейкшафт также отмечает, что учителя-насильники могут использовать для этой цели визиты на дом к ученицам. Это их способ построить доверительные отношения с родителями детей. В результате, поведение учителя кажется менее подозрительным родителям. По ее словам, родители «могут чувствовать облегчение, потому что уважаемый учитель предлагает дополнительную помощь их ребенку…». Это позволяет учителю с легкостью запугивать, домогаться и подвергать насилию ученицу.
2. Частые комплименты отдельной ученице
Шейкшафт выявила, что учителя, совершающие сексуальное насилие, регулярно делают комплименты, выделяют и как-то вознаграждают потенциальных жертв. При этом они могут назначать их на роль помощниц, дежурных по классу и так далее. Для насильника это предлог, чтобы сблизиться с потенциальной жертвой и делать комплименты чаще, чем другим учащимся. Шейкшафт пишет, что эти комплименты нужны для завоевания доверия ученицы, а также для перехода к комментариям более личного и сексуального характера.
При этом важно отметить, что этические нормы должны запрещать учителям комментировать внешность учениц и учеников, спрашивать об их романтической жизни или их взглядах на нее, говорить на любые темы сексуального характера (если это не происходит в рамках занятий, план которых посвящен подобным темам). Это недопустимое нарушение границ, и это часто первое нарушение границ, на которое идут учителя-насильники.
3. Попытки быть «своим» среди учеников, вести себя так же как дети
Насильники-оппортунисты, то есть те, кто эксплуатируют близость к детям, но не испытывают влечения только к ним, склонны «проводить много времени в группах учеников, беседовать с ними, посещать те же места, стараться влиться в их компанию и быть одними из них».
Шейкшафт отмечает, что учителя-насильники очень часто «эмоционально неразвиты и функционируют на одном уровне с подростками». Нередко их выдает то, что они знают гораздо больше про личную жизнь учеников, чем это можно ожидать от учителей.
4. Учитель, который «всем нравится»
Исследования Анны Сальтер, экспертки по поведению насильников детей, показали, что такие преступники «очень много и упорно работают над тем, чтобы всем нравится».
Сальтер подчеркивает, что популярность и умение понравиться детям часто путают с тем, насколько учитель заслуживает доверия. Это огромная ошибка, и этот феномен часто приводит к тому, что от рассказов жертв отмахиваются и подвергают пострадавших детей нападкам.
Важно помнить, что то, насколько учитель популярен, и насколько он нравится детям и коллегами, не имеет никакого отношения к вопросу о том, совершал ли он сексуальное насилие. Насильник, скорее всего, будет именно таким.
5. Необычное поведение ученицы
Нередко на насилие, которое совершает учитель, указывает необычное поведение ученицы или ученика. В том числе, это могут быть кошмары и нарушения сна, потеря аппетита, перемены в настроении, новые и необычне страхи перед определенным человеком или местом, необычные знания о сексуальном поведении и языке взрослых, избегание объятий и прикосновений.
Шейкшафт считает, что руководство школы должно заниматься активной профилактикой сексуальных злоупотреблений со стороны учителей. Например, встречи учеников один на один с учителем в изолированном помещении должны быть запрещены. Или во время мероприятий вне школы всегда должны присутствовать как минимум двое взрослых.
В школе или другом учреждении, работающем с детьми, должен был четкий перечень обязательных правил для учителей о том, как они могут или не могут контактировать с учениками. Например, запрещаются физические контакты с учениками, если они не продиктованы профессиональными обязанностями или необходимостью.
Также в школе необходимы протоколы о том, как сообщать и как реагировать на обвинения в сексуальном насилии. Главное, чтобы те, кто стали свидетелями подозрительного поведения, не молчали и сообщали о своих подозрениях.
Источник: Azcentral.com