сексуальные домогательства

Эта история случилась с моей подругой несколько лет назад, когда она была студенткой нефтегазового университета (Институт геологии и нефтегазодобычи). Ей пришлось сдавать экзамен преподавателю лично, отдельно от остальных студентов, и когда они остались в аудитории одни, он неожиданно закрыл дверь на замок и начал ее домогаться. “Ведь ты же не хочешь завалить экзамен?” – спрашивал он, встречая сопротивление. Подруге удалось вырваться и убежать, но преподаватель продолжал звонить ей на телефон и уговаривать вернуться. К счастью, молодой человек моей подруги заступился за нее (пригрозив преподавателю физической расправой), и экзамен был поставлен, но к сожалению, она не нашла в себе сил куда-либо обращаться, и преподаватель по-прежнему работает там же.

Анонимно, Тюмень

Комментарий юриста:

Случай с вашей подругой попадает под статью 133 Уголовного кодекса Российской федерации “Понуждение к действиям сексуального характера. путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей (потерпевшего)”.

А именно, понуждение к действиям сексуального характера с использованием иной зависимости потерпевшей. Под иной зависимостью в данном случае понимается зависимость студента от преподавателя.
Такая зависимость может означать, что в случае отказа удовлетворить желание виновного (виновной) он может совершить такие действия, которые приведут к ущемлению законных прав и интересов потерпевших (например, отчисление из вуза, невыплата стипендии и т.д.) Данная угроза может высказываться прямо или следовать из обстановки, в которую поставлены потерпевшие, сложившегося уклада взаимоотношений между понуждающим и потерпевшим. Важно знать, что если такое требование озвучено, то преступление уже совершено, даже если действия сексуального характера фактически не имели место. Ваша подруга имела все основания обратиться в правоохранительные органы.

Лет до 12 у нас был неплохой, дружный класс. Затем все изменилось – прежде всего, отношение мальчиков к девочкам. Неожиданно из вчерашних друзей и товарищей по играм девочки превратились в объекты совсем других забав. Появилась новая игра – в каких-то школах она называлась “мацать”, в каких-то – “зажимать”, но суть ее была та же: толпой или в одиночку мальчишки неожиданно нападали на одноклассницу и больно хватали ее за промежность. Часто все это сопровождалось смехом и весельем, и редко кому, даже учителям, которые, как правило, были где-то неподалеку, приходило в голову, что происходит нечто ужасное, и что чувствовала при этом девочка. Мне самой не пришлось испытать это на себе, но я знала, что ни при каких обстоятельствах нельзя задерживаться в школе или у школы допоздна – точно будут “зажимать”. Недавно я узнала от своей младшей сестры, что ей повезло меньше, и ее “мацали” регулярно. Было больно, унизительно и страшно, вспоминает она. Почему она никогда не говорила об этом нашей весьма демократичной, смелой, справедливой маме? Потому что даже при такой маме ей казалось, что говорить об этом – ужасно непристойно, и она чувствовала себя бесправной, виноватой и полностью ответственной за собственную “непристойность”, за “непонимание шуток”, за то, что “сама напросилась”. Впрочем, и я, мнившая себя в старших классах борцом за справедливость и гордо выступавшая против произвола учителей, почему-то не считала возможным пожаловаться на приставания, например, школьного физрука. Он любил заходить к девочкам в раздевалку, когда они переодевались к уроку, разглядывать и прикасаться к ним, и несмотря на всеобщее презрение, редко получал отпор. Никому из нас просто не приходило в голову, что подобные действия педагога преступны. А директор школы, вылавливающий бегающих по коридору “нарушителей” и любовно наказывающий их, натирая щетинистыми щеками их лица и шеи? Почему мое чувство неприязни и брезгливости не выливалось в открытый протест? Не зря пишут психологи, что даже самый сознательный ребенок и считающий себя взрослым подросток – крайне уязвимы и беспомощны в руках взрослого манипулятора. Особенно у нас в России, где патриархальное общество с рождения вбивает тебе в голову, что слово старшего – закон, и любое неподчинение наказуемо. Мне бы хотелось, чтобы взрослые, читающие этот пост, внимательнее присмотрелись к своим младшим сестренкам и братишкам, к детям – своим и знакомым: все ли так благополучно, как кажется? Что скрывается за дверями школы, секции, лекционного зала? О чем молчит ваш послушный ребенок.

Комментарий юриста:

Вышеизложенную ситуацию можно разобрать на отдельные случаи. Во-первых, одноклассники. Так как из описания ситуации следует, что мальчикам в школе было около 12-13 лет, то к уголовной и административной ответственности их привлечь нельзя, так как они не достигли установленного законом возраста. Однако в такой ситуации обязательно необходимо обратиться к родителям (опекунам, попечителям), социальному работнику школы, классному руководителю и директору, подробно рассказав о ситуации. В обязанности работников школы входит следить за порядком и соблюдением прав детей в пределах учебного заведения, отказ от решения данной ситуации является неисполнением их должностных обязанностей.

Другая ситуация складывается с действиями учителя физкультуры и директора. Они являются совершеннолетними лицами, к тому же осуществляющими педагогическую деятельность в школьном учебном заведении. За свои действия они должны подлежать дисциплинарной и уголовной ответственности в зависимости от совершенного. Например, интимные прикосновения к лицам, не достигшим 16-летнего возраста совершеннолетним лицом могут расцениваться как развратные действия (статья 135 Уголовного кодекса РФ). Согласно судебной практике, сложившейся в нашей стране, лицо, признанное виновным в совершении преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, лишается права занимать педагогические должности на определенный срок. В данной ситуации также необходимо как можно скорее обратиться к родителям (опекунам, попечителям), социальному работнику школы, классному руководителю или к любому другому работнику школы. Также можно напрямую обратиться в правоохранительные органы, на данный момент законодательно не установлен возраст, с которого можно было бы подавать заявление о совершенном преступлении.

Преподаватель СД из математического института, часто преподает в мифубе.

Первое знакомство: подошел ко мне, обнял, начал говорить сомнительные комплименты (точно не помню) и фразы а ля “приходи ко мне на пару”, “будешь моей любимой студенткой”
Следующая встреча:

Он лично не вел у моей группы предмет, однако был преподавателем у соседней группы на параллели. То есть постоянного общения не было. Мне выдался случай писать контрольную работу под его руководством и с “чужой” группой. Я была одета в майку (вырез у нее был не вызывающий!), поверх – кардиган и джинсы. Во время того, как я писала работу, он подошел и стоял рядом со мной в течение нескольких минут, после чего я спросила : “в моей работе ошибка?” (Просто ранее он подсказывал некоторым студентам)

Его ответ: “Нет, все правильно , просто вырез у тебя красивый”

Помимо этого ему свойственно непристойно шутить – например, он рассказывал историю о том, как ехал на автобусе и глядя в окно, наблюдал, как девушки водят машины. Комментировал это следующим образом: “Эх, вот смотрю я на эти красивые женские ноги, этими ногами не машины водить надо, а ****** “.

Я писала анонимную жалобу на него, но результата не последовало.

Анонимно, Тюмень

Комментарий юриста:

К сожалению, на сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации защищает лиц, достигших 16-летнего возраста только от действий, имеющих насильственный характер.

В вашем случае можно посоветовать:

1) обратиться к заведующему кафедрой, на которой работает преподаватель, или к руководству вуза. Лучше будет, если у вас будет подтверждение ваших слов, например, диктофонная запись, камера на телефоне, либо другие свидетели. Согласно Трудовому кодексу (статья 81, п. 8), работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае «совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

2) обратиться в профсоюз студентов. Например, среди функций профсоюза студентов ТюмГУ значится «бесплатная юридическая консультация и помощь, моральная поддержка в сложных жизненных ситуациях».

3) обратиться в Правительство региона и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В порядке ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» будет организована проверка учреждения.

Когда я была в 10-м классе, во время школьной “трудовой практики” на фабрике взрослые рабочие, проходя мимо, хватали нас за разные части тела. Преподаватель никак не реагировала на это. Несколько девочек написали жалобу администрации, но на нее никто не ответил.

Анонимно, Тюмень

Комментарий юриста:

Если вам нет 16 лет:

Любые действия сексуального характера (прикосновения, разговоры, шутки на сексуальные темы и т.д.) в отношении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, лицом старше 18 лет, попадают под статью 135 Уголовного кодекса РФ “Развратные действия”.

Необходимо обратиться к родителям, опекунам, попечителям, своему классному руководителю, социальному педагогу, директору школы, а в случае, если меры не будут приняты – в правоохранительные органы. Несовершеннолетних представляют их законные представители – родители, опекуны, попечители.

Если вам уже исполнилось 16 лет:

К сожалению, на сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации защищает лиц, достигших 16-летнего возраста, только от действий, имеющих насильственный характер.

В вашем случае можно посоветовать:

– обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, директору школы, а в случае, если меры не будут приняты – в государственные органы, отвечающие за образование: в Правительство региона и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. В порядке ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» будет организована проверка учреждения. Можно писать туда напрямую, а можно и через сайт.

Всем здравствуйте. Сегодня я расскажу о своем случае насилия cо стороны одноклассника. На тот момент, когда это всё произошло, я училась в 10-м классе. Я шла по дороге, увидела своего одноклассника, он со мной поздоровался, я в ответ тоже. Мы шли и разговаривали недолгое время, позже я сказала, что мне нужно идти. На что его реакция была удивительной для меня. Он потащил меня вдоль дома. Я начала отбиваться, он начал меня склонять к тому, чтобы я его целовала, начал меня трогать в интимных местах, я отбивалась как могла, в итоге вырвалась и убежала в парк, у меня сильно стучало сердце, я испытывала тревогу и стресс, чувствовала себя опустошенной и потерянной. Далее, у нас в школе были вечерние подготовки для экзаменов. Он и я посещали их. После каждой подготовки, он меня караулил, я не могла спокойно идти домой, потому что боялась его. Он говорил мне вслед “привет”, повторял это множество раз, не слыша ответа. Я молчала, и далее он говорил “Почему ты молчишь? Не игнорь меня, скажи мне привет.” Я молчала. Однажды, когда я подошла к своему подъезду, он зашел в него вслед за мной. Я попыталась открыть дверь, но в этот момент он силой затащил меня в подъезд, я выбивалась, пыталась открыть дверь, чтобы выбежать. Мимо проходил наш другой одноклассник, он увидел ситуацию и крикнул “Что происходит, почему ты ее тащишь в подъезд?” Тот струсил, отпустил меня, я бегом побежала в свою квартиру, видела из окна, что они разговаривали, позже узнала от своего одноклассника о том, что мой преследователь сказал ему, что в соц.сетях я называла его нецензурными словами. А это являлось ложью. Позже попытки преследований продолжались, в школьной раздевалке, когда никого не было, он опять- таки начал ко мне приставать, пытался снять с меня блузку. Спасло то, что кто-то посторонний зашел. Я убежала. Он меня преследовал и караулил у моего дома, подъезда, после школы. Я боялась идти домой, и любая наша встреча была ужасной, противной, невыносимой. Я не знала, как быть в такой ситуации, такое его поведение меня приводило в шок. Я рассказала о данной ситуации своей бабушке, потому что я не могла молчать, было тяжело переживать подобное в одиночку. Бабушка сказала мне о том, что я сама виновата в случившемся, что я сама напросилась. Я столкнулась с непониманием, виктимблеймингом. К бабушке я чувствовала ненависть. Я знала, что нужно что-то предпринять, чтобы подобные действия с его стороны не повторялись. Я решила рассказать директору о случившемся. Думала, она вызовет его родителей, и я смогу объяснить ситуацию, может быть, они как-то на него повлияют. На что директор мне сказала, что я красивая девочка, что чего я ожидала? Что такое поведение абсолютно нормально. Я была шокирована, прониклась презрением и к директору. Далее, я решила написать в школьный паблик о случившемся, и уж в нем я столкнулась с тоннами негатива. Я хотела бы вам процитировать высказывания людей, что учились со мною в школе, их реакцию на мою ситуацию:

“Его отношение напрямую зависит от того, что ты ему позволяешь. Оглянись, посмотри на себя. Может, это в тебе что-то не так?”

“Девочки, ну вы явно с парнями общаться не умеете! все равно утрируете, зная эту девушку, мне понятно, почему она сюда пишет, любой поймет, если объяснить, тем более я даже поверить не могу в такое его поведение.

“Вы че так на парня наехали-то:D “

“Какие насильственные действия, ты о чем ? Я начинаю подозревать, что ты не знаешь значение этого слова, и я думаю ты просто накручиваешь то, чего не было))”
“Бред – это то, что ты среди народа это принялась обсуждать , хотела опустить его – опустила себя”

“Последи за своим поведением и образом жизни. Парни же не дураки, чувствуют кого позажимать можно, а кого нет. И не бери на себя так много. Он просто “забавляется” с тобой . Сама виновата. Сама допустила. Жди, пока ему ты надоешь ) только тогда и отстанет.”

“К порядочным девочкам так не относятся, поверь.” “Если девушка повода не даст, то нечего не будет.”

Закончить хотелось бы тем, что преследование и принуждение к сексуальным действиям является насилием. Ужасна реакция окружающих людей, после написанного мною в школьном паблике, уже в стенах школы я столкнулась с различного рода “шуточками” в свой адрес. А самое ужасное – это то, что для многих в ситуациях насилия различного рода виновата ЖЕРТВА. Страшно представить, страшно осознавать, что есть ситуации куда более печального исхода событий, и что в них ТОЖЕ обвиняют ЖЕРТВ, фактически распускают руки НАСИЛЬНИКАМ, ПРЕСТУПНИКАМ. Меня безумно возмущает тот факт, что насильники остаются безнаказанными.

Анонимно, Тюмень

Комментарий юриста:

Данную ситуацию, на наш взгляд, можно рассматривать сразу с нескольких сторон. Однако неоспорим тот факт, что обидчиком совершено правонарушение и он должен подлежать ответственности. Во-первых, его действия можно квалифицировать как покушение на изнасилование (ст. 131 УК РФ), в том случае, если умысел был направлен именно на совершение полового акта, а действия, им совершенные являлись средством достижения этой цели. Преступление окончено не было, однако виновник предпринял все возможные, зависящие от него действия для этого – применял физическое насилие (хватал, тащил мимо дома и в подъезд, срывал одежду), притом свои действия он не прекратил, пока его не спугнули, то есть он был вынужден прекратить совершение своих действий только под влиянием независящих от него обстоятельств. Также в зависимости от умысла обидчика его действия могут быть квалифицированы как другие виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Во-вторых, если умысел обидчика был направлен не на совершение полового акта, а, допустим, им двигало желание унизить свою жертву, то его деяние можно квалифицировать как оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ). Тогда виновник будет подлежать административной ответственности. Тем не менее, несмотря на отсутствие поддержки со стороны бабушки, директора и сверстников, можно обратиться к социальному работнику школы, обратиться на горячую линию, а также в правоохранительные органы для защиты своих прав.

Источник: http://femunity.livejournal.com/687560.html

Поддержите наш проект: