В 1973 году Карен Нуссбаум работала администраторкой-машинисткой в Гарвардском университете. Когда она поняла, в каких условиях работают женщины в офисе, и как часто они подвергаются домогательствам, она решила создать профсоюз административных работниц. Она назвала этот профсоюз «С 9 до 5» (9to5).
Однажды она рассказала об этой инициативе подруге по антивоенному движению 1960-х годов — актрисе Джейн Фонда. Она также рассказала истории некоторых участниц профсоюза, и насколько часто секретарши страдают от сексуальных домогательств. Эта беседа так вдохновила Фонду, что у нее появилась идея для фильма. Она наняла комедийную сценаристку, Патрицию Резник, чтобы воплотить эту идею в жизнь.
Фонда настаивала на том, что фильм должен быть именно комедией, а не драмой. Она очень хорошо разбиралась в особенностях кинобизнеса, и была убеждена, что легкая кинокомедия сможет достучаться до большего числа людей, в то время как более серьезный фильм может их оттолкнуть.
Резник не видела в этом проблемы. Она подумала: а что насчет того фильма Чарли Чаплина, где несколько угнетенных персонажей убивают своего босса? Это ведь была комедия.
За несколько лет до этого предложения Резник работала ассистенткой режиссера Роберта Алтмана, где она познакомилась с актрисой Лили Томлин, которая попросила ее написать несколько комедийных скетчей. С первого же дня Фонда и Резник видели Томлин в роли Вайолет Ньюстид — умной, компетентной офис-менеджерки, которую постоянно обесценивают. Также с самого начала роль Дорали Родс, ослепительной красавицы-блондинки, хотели предложить кантри-певице Долли Партон, которая тогда только начинала сниматься в кино.
Фильм «С 9 до 5» вышел на экраны в 1980 году и стал невероятно популярен. Однако мало кто сейчас знает, что образ мерзкого начальника Франклина Харта младшего (Дэни Коулман), скованного в своей собственной спальне после того, как его сотрудницы решили его похитить — это еще очень смягченная версия мести.
Изначально Резник планировала, что каждая из трех героинь, доведенная до ручки своим начальником, попытается его убить. Новая сотрудница (Джейн Фонда) будет в него стрелять, его личная ассистентка (Долли Партон) свяжет его и подвесит над костром для шашлыка, а его заместительница (Лили Томлин) добавит яд в кофе, который он постоянно заставлял ее подавать.
Однако киностудия передала этот проект режиссеру-мужчине Колину Хиггинсу, и он тут же избавился от Резник («На съемочной площадке только один капитан, и это режиссер»). После этого он радикально смягчил тон фильма и его откровенно феминистский посыл.
Однако даже в этой удобоваримой и беззубой форме рабочее место в «С 9 до 5» — это точная репрезентация того, с чем сталкивались женщины тогда, и с чем они имеют дело сейчас, десятилетия спустя. Их дискриминируют как работниц и подвергают домогательствам в качестве секс-объектов.
Героини фильма находятся в крайне уязвимом и зависимом положении. Вайолет в исполнении Томлин — вдова с четырьмя детьми, мечтающая о карьерном росте. Дорали в исполнении Партон — подвергается постоянным сексуальным домогательствам начальника. Фонда, играющая нехарактерную для себя роль застенчивой и скромной Джуди — новая сотрудница, чей муж недавно бросил ее ради собственной секретарши.
Харт, их общий начальник, крадет идеи Вайолет и выдает их за свои собственные, а потом отдает ее заслуженное повышение мужчине, потому что «он больше понравится клиентам». Он вынуждает Дорали буквально убегать от него в кабинете и бросает карандаши, чтобы заставить ее наклониться. Он терроризирует новенькую сотрудницу Джуди из-за ее неспособности справиться с безумным Ксероксом.
Как и полагается подобному мужчине, он также хвастается своими несуществующими сексуальными победами. Он распускает слухи, что Дорали спит с ним, в результате чего она не только страдает от его домогательств, но и оказывается в изоляции среди других сотрудниц, которые верят в его ложь.
Фонда и ее команда начали посещать филиалы профсоюза «С 9 до 5» по всей стране в 1970-х годах, чтобы собрать материалы для фильма. Резник посетила крупнейшую страховую компанию Лос-Анджелеса и познакомилась с женщинами, которые в ней работали. Идея о начальнике, который получает отказ от сотрудницы и распускает про нее слухи — это реальная история, которую рассказала ей одна из старших административных работниц той компании.
По сюжету фильма три главные героини связывают начальника в собственной спальне, а потом начинают писать распоряжения от его имени, проводя в офисе реформы, которые выглядят на удивление современными. Они вводят возможность работы неполный рабочий день, разделение рабочих обязанностей, возможность использовать личный декор на своем рабочем месте, центр по уходу за детьми в офисном здании. По словам самой Карен Нуссбаум, это был «Билль о правах» движения «С 9 до 5» на кинопленке.
Конечно, это все-таки голливудская комедия, в финале фильма героини не формируют профсоюз. Хотя первоначальные диалоги намекают на то, что это было вполне возможно. Вместо этого мужчина-сценарист, которого студия наняла на место Резник, и Хиггинс манипулируют сюжетом с помощью серии глупых совпадений, и в финале фильма появляется «бог из машины» — прежде невидимый член совета директоров, который приходит на помощь женщинам.
Однако для фильма 1980 года в нем было все: ставшая хитом песня «9 to 5» в исполнении Долли Партон, феминистская кинозвезда и владелица собственной кинокомпании Джейн Фонда, энергичная молодая сценаристка, которая непосредственно отправилась к «розовым воротничкам» за фактами об их рабочей жизни.
В 2017 году, после того как движение #MeToo привело к падению крупнейшего продюсера Голливуда и множества его приспешников, три актрисы из «С 9 до 5» снова встретились на сцене во время вручения премий Эмми. Они напомнили зрителям церемонии, что в фильме 1980 года они отказались мириться с тиранией «сексиста, эгоиста, лжеца и двуличного шовиниста».
Предполагалось, что выступление на Эмми — юмористическое. Однако ирония заключалась в том, что голливудским актрисам приходилось иметь дело с реалиями фильма 37 лет спустя. И это напоминание всем нам о том, насколько тяжело может быть добиться реальных перемен.
На основе книги Линды Хиршман «Расплата. Эпичная битва против сексуального насилия и домогательств» (Linda Hirshman «Reckoning. The Epic Battle Against Sexual Abuse and Harrassment», 2019).
Поддержите проект: Если вы считаете важными такие материалы, и у вас есть такая возможность, вы можете поддержать работу этого сайта с помощью доната или подписки на Boosty.